Описание
экспедиционного дирижабля АЕ-10.
Основные
принципы заложенные в основу разработки.
Дирижабль АЕ-10 спроектирован в
соответствии с требованиями использования
в экспедиционных условиях с различным
бортовым научным оборудованием над сушей,
внутренними и внешними акваториями.
Основные принципы, положенные в основу
разработки:
Ø аэростатическая
уравновешенность для среднего полетного
значения веса аппарата;
Ø вертикальный
взлет и посадка на не подготовленные
площадки;
Ø продолжительный
режим зависания и выполнение полетов на
малых скоростях и высотах;
Ø возможность
выполнять полеты на большие
расстояния без посадки и
дозаправки топливом;
Ø посадка
на воду и возможность швартовки;
Ø возможность
дрейфа на заданной высоте со скоростью и в
направлении движения ветра с выключенными
двигателями;
Ø применение
композиционных материалов с целью снижения
электромагнитного влияния на целевое
оборудование;
Ø применение
современных малоразмерных систем
навигации, радиотехнического оборудования
для выполнения стандартных полетов в
автоматическом режиме в условиях
повышенной турбулентности атмосферы,
ночных полетов;
Ø комфортные
условия размещения пилотов и операторов;
Ø возможность
установки широкого спектра бортового
целевого оборудования с обработкой
информации на борту.
Ø безэллинговая
сборка и демонтаж в полевых условиях (продолжительностью
не более 10 часов) с минимальным
составом обслуживающего персонала;
Ø безопасный
полет при отказе двух двигателей с
возможностью аварийной посадки на не
подготовленную площадку;
Ø простота
и удобство в пилотировании и техническом
обслуживании в полевых условиях;
Ø мобильность
и полная автономность работы в
экспедиционном варианте.
Приведенные
положения послужили основой при разработке
экспедиционного дирижабля АЕ-10 с учетом:
-
конкретных
производственных и технологических
возможностей авиационных предприятий,
выполняющих заказы в минимальные сроки;
-
минимального
объема проектных работ и максимального
использования готовых агрегатов, систем,
используемых в современном самолето- и
вертолетостроении;
-
разработки дирижабля
в соответствии с требованиями, приведенными
в документе " Критерии летной годности
для дирижаблей",
утвержденными Авиационным
регистром Межгосударственного
авиационного комитета от 9 октября 1996г.
Характеристики
дирижабля
Объем
оболочки, куб.м |
4950 |
Длина,
м |
53.9 |
Высота,
м |
16.9 |
Диаметр
оболочки, м |
13.42 |
Конфигурация
оперения |
«+» |
Максимальная
скорость, км/ч |
115 |
Крейсерские
скорости, км/ч |
85-90 |
Максимальная
дальность полета (два пилота и два
оператора +250 кг
оборудования), км |
2140 |
Максимальная
продолжительность полета, ч |
23 |
Максимальная
высота полета, м |
2500 |
Полезная полезная нагрузка на дальность 500 км, кг | 2200 |
Максимальная
масса топлива, кг |
700 |
Несущий
газ |
Гелий |
Двигатели,
л.с |
М337А 2х210
|
Численность
экипажа, чел. |
1-2
пилота |
Количество
операторов или перевозка персонала, чел. |
до 8 |
Назначение и область
применения дирижабля АЕ-10.
Специфические
свойства дирижаблей вообще и данного аппарата
с дополнительным целевым оборудованием на
борту, в частности, позволяют использовать
его в следующих целях:
à проведение широкого спектра различных
видов продолжительного визуального и
приборного патрулирования с различными
комплектами целевого оборудования, прежде
всего с комплектом аэрогравиметрического
оборудования;
à экологический (радиационный и химический
контроль) воздушной среды и подстилающей
поверхности;
à воздушная кино-, фото
и телевизионная съемка высокого
качества, обеспечиваемого более низким
уровнем вибраций на дирижабле в сравнении с
самолетами и вертолетами;
à удовлетворение других нужд там,
где требуется длительное
пребывание в
воздухе или
перелет на большие расстояния,
в том числе в тех районах,
где отсутствует возможность
использования других видов
авиатранспортных средств.
Компоновка аппарата.
Концепция дирижабля АЕ-10
основана на реализации основных
преимуществ аэростатического принципа
летания и обеспечении высоких параметров
надежности, безопасности и комфорта и
состоит в соединении классической
компоновочной схемы мягкого дирижабля с
современными техническими проработками, а
именно: электродистанционного управления
системами и агрегатами, современного
пилотажно-навигационного оборудования и др.
Дирижабль АЕ-10 состоит из
следующих основных частей (см. Рис):
- оболочки 1, наполненной несущим газом, и
создающей аэростатическую подъемную силу;
- гондолы 2, используемой в качестве
силового и габаритно-конструктивного
элемента;
- носового усиления 3;
- стабилизаторов с рулями высоты и
направления 4;
- силовой установки 5;
- рекламных полотнищ 6;
- шасси 7.
В состав АЕ-10 входят также
следующие системы и агрегаты:
- воздушно-газовая система;
- система управления полетом;
- комплексы пилотажно-навигационного,
радиоэлектронного, электротехнического и
дополнительного оборудования;
- противопожарная система;
- балластная система;
- швартовочные устройства;
- противообледенительная система;
- средства жизнеобеспечения и спасательное
снаряжение.
Оболочка выполнена из современного
композиционного материала. Ее форма и
жесткость обеспечиваются за счет
избыточного давления воздуха в баллонетах
и подъемного газа в корпусе оболочки.
Для поддержания избыточного давления в
оболочке и статической балансировки
аппарата используются носовой и кормовой
баллонеты.
В случае возникающей необходимости
проведения рекламных компаний, на боковых
сторонах оболочки и внизу могут быть
установлены сменные рекламные полотнища,
при этом дальность обзора рекламы с данной
площадью может достигать 2500 м. Реклама
может быть нанесена на всю длину оболочки
на срок ее эксплуатации.
Для дирижабля АЕ-10 выбрана "+"-образная
схема оперения, располагаемого в кормовой
части корпуса дирижабля. Гондола базового
дирижабля представляет собой несущую
конструкцию, функционально состоящую из
трех отсеков: кабины пилотов;
грузопассажирской кабины; технического
отсека. Под гондолой раз снизу - три
самоориентирующиеся стойки шасси. Боковые
окна кабины выполнены сдвижными и могут
быть использованы в качестве аварийных
выходов.
Блоки радиоэлектронного и
электротехнического оборудования
расположены, в основном, под полом кабины с
доступом к ним как снаружи, через внешние
люки, так и со стороны кабины через люки в
полу.
Кабина пилотов может быть отделена от
остальных помещений съемной переборкой. За
кабиной пилотов расположена
грузопассажирская кабина, которая по всей
длине имеет постоянное поперечное сечение
и ровный пол, что предоставляет широкие
возможности для размещения пассажиров,
грузов или специального оборудования.
Посадка и высадка пилотов и пассажиров
производится через кормовую дверь-трап,
снабженную поручнем и механической
лебедкой для открытия и уборки.
В
техническом отсеке гондолы размещены
топливные и масляные баки силовой
установки, балластные баки и агрегаты
воздушно-газовой системы. Нижняя часть
герметична, снабжена балластными баками.
При посадке дирижабля на воду, уровень
погружения кабины осуществляется путем
закачки воздуха в балластные баки.
Силовая установка аппарата включает в себя
левый и правый силовые агрегаты. Каждый
силовой агрегат содержит - серийный
двигатель М337A в мотогондоле, винто-кольцевой
движитель, включающий воздушный винт V-410
изменяемого шага, аэродинамическое кольцо,
с устройством поворота потока в вертикальной
плоскости -7 до +110 градусов.
Для снижения уровня вибрации в кабине и
исключения электромагнитного влияния на
высокочувствительное целевое оборудование,
силовая установка размещена позади кабины
на платформе, закрепленной на оболочке. Для
компенсации перетяжеления при отказе
двигателей балластная и топливная система
оборудованы системой аварийного слива
балласта и топлива.
Системы управления дирижабля учитывают его
основные динамические свойства и
обеспечивают высокий уровень выдерживания
заданных параметров траектории движения
дирижабля и достаточную степень
управляемости на всех режимах полета и
движения по земле.
Дирижабль АЕ-10 управляется в продольном и
вертикальном направлениях, по тангажу и по
курсу. Причем на разных этапах полета
управление одними и теми же
кинематическими параметрами
осуществляется разными системами.
Управление продольным движением дирижабля
осуществляется путем изменения тяги
движителей или перекачкой воздуха в
баллонетах. Воздушные винты оснащены
механизмом изменения шага и реверсом, что
обеспечивает возможность торможения
аппарата в полете и при движении по земле и
воде.
В аварийных режимах при отказах силовой
установки возможно управление по высоте
полета за счет сброса жидкого балласта
массой до 500 кг и слива топлива или выпуска
части подъемного газа через газовые
клапаны. Управление тангажом и курсом на
скорости обеспечивается отклонением
аэродинамических рулей. Управление рулями
электродистанционное, дублированное,
обеспечивающее 2-х кратное резервирование.
Минимальный радиус разворота в
горизонтальном полете на скорости 100 км/час
при переходе с галса на галс, достигает
пределов 80-100 метров.
В случае проведения высокоточной съемки на
продолжительных галсах (при необходимости),
в горизонтальном полете и равномерном
потоке воздушных масс может быть обеспечен
свободный полет дирижабля (дрейф) с
выключенными двигателями.
Оборудование | Наземный комплекс | Экономика проекта | Наши координаты |