Описание экспедиционного дирижабля АЕ-10.  
Сравнительный анализ величин ускорений.

                               Основные принципы заложенные в основу разработки.        

Дирижабль АЕ-10 спроектирован в соответствии с требованиями использования в экспедиционных условиях с различным бортовым научным оборудованием над сушей, внутренними и внешними акваториями.

         Основные принципы, положенные в основу разработки:
Ø   
аэростатическая уравновешенность для среднего полетного значения веса аппарата;
Ø   
вертикальный взлет и посадка на не подготовленные площадки;
Ø   
продолжительный режим зависания и выполнение полетов на малых скоростях и высотах;
Ø   
возможность выполнять полеты на  большие расстояния без посадки и  дозаправки  топливом;
Ø   
посадка на воду и возможность швартовки;
Ø   
возможность дрейфа на заданной высоте со скоростью и в направлении движения ветра с выключенными двигателями;
Ø   
применение композиционных материалов с целью снижения электромагнитного влияния на целевое оборудование;
Ø   
применение современных малоразмерных систем навигации, радиотехнического оборудования для выполнения стандартных полетов в автоматическом режиме в условиях повышенной турбулентности атмосферы, ночных полетов;
Ø   
комфортные условия размещения пилотов и операторов;
Ø   
возможность установки широкого спектра бортового целевого оборудования с обработкой информации на борту.
Ø   
безэллинговая сборка и демонтаж в полевых условиях (продолжительностью не более 10 часов) с  минимальным составом обслуживающего персонала;
Ø   
безопасный полет при отказе двух двигателей с возможностью аварийной посадки на не подготовленную площадку;
Ø   
простота и удобство в пилотировании и техническом обслуживании в полевых условиях;
Ø   
мобильность и полная автономность работы в экспедиционном варианте.

 Приведенные положения послужили основой при разработке экспедиционного дирижабля АЕ-10 с учетом:
-      
конкретных производственных и технологических возможностей авиационных предприятий, выполняющих заказы в минимальные сроки;
-        минимального объема проектных работ и максимального использования готовых агрегатов, систем, используемых в современном самолето- и   вертолетостроении;
-         разработки  дирижабля  в соответствии с требованиями, приведенными в документе " Критерии летной годности для  дирижаблей", утвержденными  Авиационным регистром  Межгосударственного авиационного комитета от 9 октября 1996г.

Характеристики дирижабля

Объем оболочки, куб.м

4950

Длина, м

53.9

Высота, м

16.9

Диаметр оболочки, м

13.42

Конфигурация оперения

«+»

Максимальная скорость, км/ч

115

Крейсерские скорости, км/ч

85-90

Максимальная дальность полета (два пилота и два оператора +250 кг оборудования), км

2140

Максимальная продолжительность полета, ч

23

Максимальная высота полета, м

2500

Полезная полезная нагрузка на дальность 500 км, кг 2200

Максимальная масса топлива, кг

700

Несущий газ

Гелий

Двигатели, л.с

М337А 2х210

Численность экипажа, чел.

1-2 пилота

Количество операторов или перевозка персонала, чел.

до 8

Назначение и область применения дирижабля АЕ-10.

 

Специфические свойства дирижаблей вообще и данного аппарата с дополнительным целевым оборудованием на борту, в частности, позволяют использовать его в следующих целях:
à  
проведение широкого спектра различных видов продолжительного визуального и приборного патрулирования с различными комплектами целевого оборудования, прежде всего с комплектом аэрогравиметрического оборудования;
à  
экологический (радиационный и химический контроль) воздушной среды и подстилающей поверхности;
à  
воздушная кино-,  фото и телевизионная съемка высокого  качества, обеспечиваемого более низким уровнем вибраций на дирижабле в сравнении с самолетами и вертолетами;
à  
удовлетворение других нужд там,  где требуется  длительное пребывание  в  воздухе  или перелет на большие расстояния,  в том числе в тех районах,  где отсутствует  возможность  использования других видов авиатранспортных средств.  

Компоновка аппарата. 
    Концепция дирижабля АЕ-10 основана на реализации основных преимуществ аэростатического принципа летания и обеспечении высоких параметров надежности, безопасности и комфорта и состоит в соединении классической компоновочной схемы мягкого дирижабля с современными техническими проработками, а именно: электродистанционного управления системами и агрегатами, современного пилотажно-навигационного оборудования и др.

 Дирижабль АЕ-10 состоит из следующих основных частей (см. Рис): 
- оболочки 1, наполненной несущим газом, и создающей аэростатическую подъемную силу; 
- гондолы 2, используемой в качестве силового и габаритно-конструктивного элемента; 
- носового усиления 3;
 - стабилизаторов с рулями высоты и направления 4; 
- силовой установки 5;
 - рекламных полотнищ 6;
 - шасси 7.

 В состав АЕ-10 входят также следующие системы и агрегаты:
 - воздушно-газовая система;
 - система управления полетом; 
- комплексы пилотажно-навигационного, радиоэлектронного, электротехнического и дополнительного оборудования; 
- противопожарная система;
 - балластная система; 
- швартовочные устройства;
 - противообледенительная система; 
- средства жизнеобеспечения и спасательное снаряжение.
     Оболочка выполнена из современного композиционного материала. Ее форма и жесткость обеспечиваются за счет избыточного давления воздуха в баллонетах и подъемного газа в корпусе оболочки.
     Для поддержания избыточного давления в оболочке и статической балансировки аппарата используются носовой и кормовой баллонеты.
     В случае возникающей необходимости проведения рекламных компаний, на боковых сторонах оболочки и внизу могут быть установлены сменные рекламные полотнища, при этом дальность обзора рекламы с данной площадью может достигать 2500 м. Реклама может быть нанесена на всю длину оболочки на срок ее эксплуатации.
     Для дирижабля АЕ-10 выбрана "+"-образная схема оперения, располагаемого в кормовой части корпуса дирижабля. Гондола базового дирижабля представляет собой несущую конструкцию, функционально состоящую из трех отсеков: кабины пилотов; грузопассажирской кабины; технического отсека. Под гондолой раз снизу - три самоориентирующиеся стойки шасси. Боковые окна кабины выполнены сдвижными и могут быть использованы в качестве аварийных выходов.
    Блоки радиоэлектронного и электротехнического оборудования расположены, в основном, под полом кабины с доступом к ним как снаружи, через внешние люки, так и со стороны кабины через люки в полу.
    Кабина пилотов может быть отделена от остальных помещений съемной переборкой. За кабиной пилотов расположена грузопассажирская кабина, которая по всей длине имеет постоянное поперечное сечение и ровный пол, что предоставляет широкие возможности для размещения пассажиров, грузов или специального оборудования. Посадка и высадка пилотов и пассажиров производится через кормовую дверь-трап, снабженную поручнем и механической лебедкой для открытия и уборки.     В техническом отсеке гондолы размещены топливные и масляные баки силовой установки, балластные баки и агрегаты воздушно-газовой системы. Нижняя часть герметична, снабжена балластными баками. При посадке дирижабля на воду, уровень погружения кабины осуществляется путем закачки воздуха в балластные баки.

    Силовая установка аппарата включает в себя левый и правый силовые агрегаты. Каждый силовой агрегат содержит - серийный двигатель М337A в мотогондоле, винто-кольцевой движитель, включающий воздушный винт V-410 изменяемого шага, аэродинамическое кольцо, с устройством поворота потока в вертикальной плоскости -7 до +110 градусов.
Для снижения уровня вибрации в кабине и исключения электромагнитного влияния на высокочувствительное целевое оборудование, силовая установка размещена позади кабины на платформе, закрепленной на оболочке. Для компенсации перетяжеления при отказе двигателей балластная и топливная система оборудованы системой аварийного слива балласта и топлива.
    Системы управления дирижабля учитывают его основные динамические свойства и обеспечивают высокий уровень выдерживания заданных параметров траектории движения дирижабля и достаточную степень управляемости на всех режимах полета и движения по земле.
    Дирижабль АЕ-10 управляется в продольном и вертикальном направлениях, по тангажу и по курсу. Причем на разных этапах полета управление одними и теми же кинематическими параметрами осуществляется разными системами. Управление продольным движением дирижабля осуществляется путем изменения тяги движителей или перекачкой воздуха в баллонетах.         Воздушные винты оснащены механизмом изменения шага и реверсом, что обеспечивает возможность торможения аппарата в полете и при движении по земле и воде.
    В аварийных режимах при отказах силовой установки возможно управление по высоте полета за счет сброса жидкого балласта массой до 500 кг и слива топлива или выпуска части подъемного газа через газовые клапаны. Управление тангажом и курсом на скорости обеспечивается отклонением аэродинамических рулей. Управление рулями электродистанционное, дублированное, обеспечивающее 2-х кратное резервирование. Минимальный радиус разворота в горизонтальном полете на скорости 100 км/час при переходе с галса на галс, достигает пределов 80-100 метров.
    В случае проведения высокоточной съемки на продолжительных галсах (при необходимости), в горизонтальном полете и равномерном потоке воздушных масс может быть обеспечен свободный полет дирижабля (дрейф) с выключенными двигателями.

На заглавную Оборудование Наземный комплекс Экономика проекта Наши координаты

Hosted by uCoz